Что обозначают цвета на гербах рыцарей. Как появились рыцарские гербы

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.
  2. Познакомить с гербом Кузбасса, его отличительными особенностями.

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдике

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес

Ш. Воспитывающие:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Зрительный ряд: старинные гербы русских городов, формы щитов, щитодержатель – для кроссворда , значение новых слов, цветовое значение символов, детские работы “Герб моей семьи”

Музыкальный ряд: звучит французская средневековая музыка, музыка Вивальди.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры, шаблоны, композиция выполняется на формате А3.

Элемент театрализации: старшеклассники играют роль, дамы и рыцаря из средневековья <Рисунок 1>

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Формирование новых знаний.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Рыцарский турнир.
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Звучит музыка Вивальди)

Проверь, дружок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Друзья, тогда урок начнем,
И разговор наш поведем
О герба, щитах и их владельцах.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Ребята, на первом уроке вы познакомились с гербами их формами.

Свой герб имеют города и государства, знатные семьи, рыцари.

Домашним заданием было, выполнить “Герб моей семьи”

Лучшие работы на стенде. <Рисунок 6>

Наш второй урок мы посвящаем геральдике.

Сегодня вы познакомитесь с гербом Кемеровской области и проведем рыцарский турнир.

Прежде чем говорить о геральдике, расскажите, что обозначает слово “герб”, когда и для чего возникли гербы?

Ученик: Понятие ГЕРБ происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах.

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Ученик: Гербы появились давным-давно в зарубежных странах.

Учитель: В средние века в Европе, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

В тоже время появилось новое искусство и новая наука – геральдика.

Герб – отличительный знак рыцарей, которые устраивали турниры и состязались в силе и ловкости.

На щите и флаге изображался личный герб рыцаря

Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов.

Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.

На рыцарских турнирах присутствовали ГЕРОЛЬДЫ – люди, изучающие гербы, они давали описание гербов, следили за их правильным составлением.

По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы.

Учитель: показывает зрительный ряд.

Например, форма щитов могла быть разнообразной – варяжский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), французский (плоский сверху, снизу прямоугольным овалом по центру заострен), германский (причудливой формы).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет – символ богатства и справедливости;

серебро – символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный)– символ любви, смелости;

голубой – символ красоты и величия;

зеленый – символ изобилия, надежды и свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) – достоинство, силу, мужество, (могущество);

черный – скромность, образованность, мудрость и печаль;

красный– храбрость.

На гербах разрешалось изображать: композицию

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они попадали на герб не случайно.

Каждое изображение несет в себе определенный смысл:

лев – символ силы, мужества, великодушия;

орел – власть, великодушие;

змея – символ вечности;

леопард – храбрость, отвага;

дуб, медведь означали – силу, крепость, предусмотрительность;

конь – совмещает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;

факел, раскрытая книга – знание;

пчела – трудолюбие; лавр – славу;

крылатый змей – зло, смуту;

дракон – могущество;

рука в перчатке – храбрость;

собака – символ преданности и повиновения;

олень – символ воина, перед которым, бежит неприятель;

солнце – свет, богатство, изобилие;

звезда – ночь, вечность;

посох – духовная власть.

Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом.

Девиз – это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

Венчает герб корона.

(Звучит музыка)

Учитель: А теперь представьте себе: средневековье, замок…

В мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно, Долгий сон, обед, охота – вот и весь досуг, По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина, играли в кости и шахматы. Событием был приезд гостей. Это случалось нечасто, а если случалось, то хозяин старался вовсю и устраивал пир и рыцарские турниры.

Учитель: Так кто такой рыцарь? Слово” рыцарь” произошло от немецкого ”Ritter” – всадник. Так какого же человека мы называем рыцарем сегодня?

Ученик: Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.

Учитель: Итак, кто такие рыцари, мы выяснили, а теперь приступим к ритуалу. Прошу рыцарей – участников турнира подняться. А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву. Рыцари, вы готовы?

Клянемся в рыцарском турнире победить,
Клянемся смелыми, отважными мы быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
Верным своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!

Рыцари (хором): Клянемся рыцарями быть!

Когда-то в середине века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Доблестный, рыцарь, вы откуда?
С каких краев ты прибыл к нам.

Рыцарь: Я житель городов Кузбасских. Приехал, чтобы даме сердца выразить свое восхищение.

Дама: А я сразу догадалась, по гербу, что вы из великого града, горняков. На вашем гербе много черного цвета. А что он означает?

Рыцарь: А может на эти вопросы, ответят молодые рыцари, поможете нам?

Команды отвечают хором: ДА

– треугольник черного цвета, символизирует? (угольную промышленность)

– треугольники красного цвета, (раскаленный металл)

– зеленый цвет символизирует (сельское хозяйство и природные богатства, а также цвет молодости и надежды).

– молот и кирка, обозначают (индустриальную принадлежность)

– три пшеничных колоса, (сельское хозяйство)

– корона, символизирует (богатство Кузбасса)

– нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году.

Дама: А что за цифры в низу герба?

Ответ: Год образования Кемеровской области.

Ответ: Этот год особенный, юбилейный, Кузбассу 65 лет.

Учитель: Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной семьи. В каждой семье по 6-8 человек.

Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать символики негеральдические фигур и составить композицию.

В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга. Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III. Практическое выполнение задания.

Задание: коллективно-групповая работа (2 команды выполняют композицию герба).

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны, композиция на формате А3.

<Рисунок 2, Рисунок 3>

IV. Рыцарский турнир.

1. Защитить свой герб и девиз.

Сначала каждая команда представит свой герб и защитит его.

Представители каждой команды выходят, объявляют название команды, рассказывают о символах герба, которые они выбрали, и объясняют почему. Зачитывают девиз команды и объясняют его смысл. <Рисунок 4, Рисунок 5>

2. Оценка командных гербов.

Учитель: Мы познакомились с командами и теперь приступаем к турниру.

V. Подведение итогов.

Задание: Команда “Рыцари Камелота” и команда “Крестоносцы” по очереди отвечаете на вопросы и из этих ответов получите новое слово.

Команды отвечают на вопросы кроссворда “Геральдика”,

Рыцарь: ответы крепит на шитодержатель.

Дама: оценивает ответы вымпелами.

Вопросы для кроссворда:

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству. (Герб)
  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. (Георгий)
  3. Особые знаки на Щите – гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах. (Фигуры)
  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)? (Металлы)
  5. Царственное животное, эмблема королей. (Лев)
  6. Отважный, доблестный. (Рыцарь)
  7. Часть герба, на котором написаны крылатые слова. (Девиз)
  8. Основа герба. (Щит)
  9. Что венчает герб? (Корона)
  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит. (Щитодержатель) <Рисунок 7>

Учитель: Доблестные рыцари, вы успешно справились с Рыцарским турниром и познакомились с новым словом, ГЕРАЛЬДИКА.

Геральдика – эта наука о составлении гербов

Мы с вами в классе одна большая семья.

Давайте создадим свой геральдический щит.

Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился урок, у вас хорошее настроение то возьмите жетон красного и закрепите его на щите.

Если вы остались равнодушны, вам не очень понравился урок, то возьмите желтый жетон.

Если вам не понравился урок, то прикрепите жетон синего цвета.

Таким образом, мы видим, что у нас яркий праздничный щит, значит у всех хорошее настроение и желание сделать много нового.

А я работу на рыцарском турнире оцениваю на “5”.

Спасибо всем за творчество, а гостям за внимание.

VI. Задание на дом

Рассмотреть костюмы разных времен и определить их владельца.

Анализ урока

Вашему вниманию был предложен урок по теме “О чем рассказывают гербы и эмблемы”

Это второй урок по геральдике согласно тематическому планированию по программе Б.М.Неменского.

На уроке ставились цели:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, Родине
  2. Развивать творческий интерес, познавательную активность, образное мышление.

Для достижения целей были поставлены задачи:

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдики
  2. Активизировать знания учащихся по символике гербов, эмблем.

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес
  2. Развивать познавательную активность, образное мышление.

III. Воспитывающие:

Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников.

В данном классе двое детей из центра реабилитации несовершеннолетних, 4 из малообеспеченных семей, 10 неблагополучные семьи.

Тема семьи, составлением домашнего герба, позволила ребятам посмотреть на семейные отношения с другой стороны.

Надеюсь, что сблизила детей и родителей хотя бы на выполнения домашних гербов.

Урок проведен в форме Рыцарского турнира. Учтен объем учебного материала, использовались опорные схемы, иллюстрации, шаблоны, музыкальное сопровождение, все это способствовало творческой деятельности учащихся.

Элемент театрализации способствовал проживанию каждым ребенком рыцарского турнира, атмосферы средневековья.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовала их познавательной активности, самостоятельности, а главное развитию творческих способностей.

Внимание учащихся активизировалось в течение всего урока, в результате смены видов деятельности, устной, письменной, групповой, индивидуальной, творческой работы.

В течение урока отслеживалась обратная связь, что очень важно для занятий эстетического цикла.

На уроке использовались следующие методы:

Объяснительный:

  • иллюстративный, рассказ,
  • алгоритм составления герба,
  • практическая работа по подготовке герба,
  • сравнение двух гербов;

Репродуктивный метод:

  • выполнение задания по образцу работа с рисунком, шаблонам,
  • воспроизведение двух подобных гербов по трафаретам;

Проблемно сообщающие методы:

  • объяснение темы геральдики с опорой на наглядность,
  • защита герба (использование символов семьи);

Частично поисковые методы:

  • эвристическая беседа,
  • подбор символики;

Исследовательские методы:

  • проектирование герба,
  • самоанализ проведенной работы.

Важным для себя считаю: старалась для каждого на уроке создать ситуацию успеха, что позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, формировать правильную самооценку.

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (Louis-Antoine-Francois de Marchangy) (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

Рыцарские дома и семьи, участвовавшие в битве при Креси

На стороне Короля Англии Эдуарда III

На стороне Короля Франции Филиппа VI

Геральдика - гербоведение.

Рыцарская геральдика - это искусство и система использования геральдических символов

Какую роль играла в рыцарские времена геральдика?

Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков. Гербы специально составлялись с учетом всех заслуг, они давались в награду королями и владетельными сеньорами своим подданным. Гербы переходили от отца к сыну. Геральдика, разнообразная и сложная, стала образным и всеобщим языком эпохи. Она наложила свой отпечаток на средневековый быт буквально во всех его проявлениях:

  • В первую очередь герб - неотъемлемый атрибут оружия и доспехов рыцаря. Он располагался на знаменах и флагах.
  • Одежду украшали геральдическими знаками. В одежде знатных господ стали преобладали цвета, присутствующие на их гербе. Женщины благородного происхождения носили платья с изображениями гербов: справа герб мужа, а слева герб её семьи. Гербами украшали дверцы карет, конскую упряжь, ошейники собак...
  • Гербы используются в качестве печати. Располагаются на перстнях и украшениях. Появились гербы и на монетах.
  • В архитектуру тоже быстро вошла геральдика. Скульптуры со щитами с изображением гербов, барельефы на дворцах, замках, домах и т.д.
  • А уж что говорить о гербовой посуде: сколько её перебито во время бурных пиров.

Нередко в замках сеньоров на стенах главного зала помещались гербы всех родственников, а также вассалов и друзей.

Гербом, пожалованным определенному лицу или роду, никто другой не мог пользоваться, если не получал на это дозволения владельца герба, или же лишь с позволения высшей власти и только в тех случаях, когда на этом основывалось законное притязание.

Если случалось, что гербы, принятые двумя разными фамилиями, оказывались совершенно сходными, то применялись специальные различительные методы — менялись гербовые цвета или добавлялись какие-нибудь дополнительные знаки.

Как классифицировались гербы?

Все гербы подразделялись на отдельные роды: государственные, местные, фамильные. Также было разделение на виды.

Особенно интересны гербы притязания. Они показывали, что их владелец имеет «виды» на какие-то спорные владения.

Столетняя война Англии и Франции началась с того, что английский король Эдуард III, претендующий на французский престол, изменил английский герб. Он рассек и пересек поле щита. Во второй и третьей четвертях он оставил традиционных английских леопардов, а в первой и четвертой поместил по три французские золотые лилии на лазоревом поле .

А когда король датский Христиан II в 1520 году стал одновременно и королем шведским, то присоединил к своему гербу и герб Швеции: три золотые короны в голубом поле. Эта эмблема оставалась в гербе Дании и тогда, когда Швеция вновь отделилась от нее.

Интересно, что несмотря на поражение в Столетней войне, Англия до 1800 года включала в свой герб французские лилии. Точно так же испанские короли включали в свой герб символические знаки Португалии и Иерусалимского королевства, короли Сардинии — герб Кипра...

Существовало очень большое количество гербов покровительства или пожалования.

Государь даровал их, как знак покровительства или особого отличия. Например, в гербе древнего французского рода д`Эстенов были пожалованные королевские лилии, как память того, что один из рыцарей этого рода спас жизнь королю Филиппу II Августу в битве при Бувине в 1214 году.

А вот история герба Арагона. Сначала он представлял собой золотой щит без всяких фигур на нем. В одной из битв, как гласит предание, король, став свидетелем геройских подвигов Готфрида Арагонского, омочил четыре пальца в крови из его раны и провел сверху вниз по его щиту. С тех пор в гербе Арагона по золотому полю проходили четыре червленых столба...

Интересен и герб Христофора Колумба , который пожаловали ему испанский король Фердинанд и королева Изабелла вместе с титулом вице-короля открытых из за океаном земель.

Герб делился на четыре части; в верхних помещались королевские эмблемы Кастилии и Леона, в правой нижней части зеленое поле изображало море с пятью серебряными островами, а в левой на голубом поле были пять золотых якорей. Герб увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с католическим крестом, а девиз был лаконичен и точен: "Для королевств Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет".

Были гербы, называемые гласными или именными. Это означало, что их эмблемы прямо указывали на фамилию владельца. Так, скажем, испанская фамилия "Торрес" переводится, как "башня" — на ее родовом гербе и была изображена башня. А немецкая фамилия Дахенгаузен дословно значит "крыша дома" — здесь герб "зашифровывает" ее изображением шахматной доски с красной верхней частью, которая символизирует крышу, а сами шахматные клетки — дом.

На какие части делились геральдические щиты?


Части геральдического щита рассматривались не с наружи, а из нутрии, со стороноы носителя герба. Таким образом, правая для того, кто смотрит на герб, часть называлась левой, и наоборот. Если двумя воображаемыми продольными и двумя поперечными линиями разделить щит на девять частей, то у каждой из них, а также у разных их сочетаний, будет свое название.


Три верхних горизонтальных части именовались верхним или головным краем. Три противоположных нижних — подножием или оконечностью.


Три вертикальные правые части щита именовались правым или передним боковым краем. Противоположные вертикальные части составляли левый или задний боковой край.


Правый верхний угол был самым почетным местом щита и назывался правой стороной главы. Противоположный левый верхний угол — левой стороной главы.


Были на щите и правый нижний угол, и левый нижний угол. Центральная часть называлась сердцем щита. Три средние вертикальные части составляли так называемое место столба. Три средние горизонтальные — середину щита.

Что рисовали на щитах?


Особую роль на щите играли геральдические фигуры. Они опять-таки подразделялись на две группы — почетные и второстепенные.

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.